Что дает Аутсорсинг

Предлагая аутсорсинговый проект собственникам и ТОП-менеджерам российских компаний, я часто получаю встречный вопрос: а что это даст нашей компании и желательно в цифрах?

Постараюсь на страницах этого сайта ответить на этот вопрос.

Самый желанный ответ, который хотят услышать мои респонденты — существенная экономия затрат, которые сегодня являются частью себестоимости продукта, а завтра будут затратами сторонней организации.

Но предприятие предприятию — рознь, и было-бы неправильно говорить об изменении целевых показателей сразу за все промышленные компании.  Ведь в некоторых компаниях процессы оптимизации ведутся уже десятилетиями, а где-то еще и не начинались.

Поэтому, при всем желании сказать, что экономия на прямых затратах и в накладных расходах однозначно будет, я обычно отвечаю, что для правдивого ответа необходимо провести технический аудит предприятия, который и покажет потенциал возможной оптимизации.

На моем опыте за несколько лет работы по аутсорсинговому контракту за пару лет получалось добиваться снижения затрат (услуг сторонней организации) на 3-5%, в то время как инфляционные процессы задавали совершенно противоположный вектор изменению себестоимости услуги.

Как правило основная экономия происходит за счет сокращения численности персонала и как следствие снижения фонда оплаты труда (ФОТ). Но и не только в этом. Оптимизация может быть вполне ощутимой и в затратах на материалы и в транспорте и тем более в накладных расходах.

Кто-то скажет: ну вот опять сокращение людей, это же так жестоко. Но ведь в условиях рынка, когда у предприятия есть стремление побороть конкурентов и обрести наконец устойчивость первое чем нужно озаботиться — это производительность труда, если конечно это не социальное предприятие, задачей которого является обеспечение занятости населения любой ценой.

Зачастую респонденты оппонируют тем, что они и сами могут провести оптимизационные процессы и зачем в этом случае отдавать функцию сторонней организации?

Весь смысл аутсорсинга в том, что Аутсорсер — как правило узкоспециализированная организация, которая очень хорошо владеет предметом своей специализации. Среднему промышленному предприятию в несколько тысяч человек, в числе которых механики, электрики, технологи, повара, уборщики, слесари-сантехники и  т.д. невероятно тяжело проводить оптимизации по всем функциям, это отнимет много ресурсов и не факт, что приведет к положительному результату. Можно попросту говоря «перестараться», в результате чего из-за возникшего дефицита кадров вырастет аварийность, снизится оперативность, что приведет к увеличению простоев и к недоотпуску продукции. Оптимизировать ресурсы необходимо четко нащупывая баланс между производственными потребностями и наличием этих самых ресурсов. В противном случае можно пройти точку невозврата и оказаться плетущимся позади всех вперед бегущих конкурентов.

Другой фактор, почему аутсорсер проведет оптимизацию качественнее — личностный. Главный энергетик или главный механик очень доходчиво защитят существующую численность персонала, мало того, попросят еще добавить потому, что графики ППР не выполняются, люди болеют, в отпуска ходят, зарплата низкая, мотивации у людей и так нет. В чем-то они безусловно будут правы, потому, что на них висит весь груз ответственности за надежную эксплуатацию производственных фондов. Для этого им нужна мощная и управляемая структура из хорошо замотивированного персонала. Именно по этой причине как правило главные специалисты и являются рьяными противниками аутсорсинговых проектов. А если еще учесть, что в давно работающем коллективе все как минимум друзья, а кто-то и родственник — сват или брат, то задачи по выводу структуры на аутсорсинг начинают принимать уже глубоко личный характер.

Помимо ценового фактора аутсорсинга существуют и другие, которые дополняют аргументы «за аутсорсинг»:

  • повышение исполнительской дисциплины Заказчика и Исполнителя, так как отношения регулируются договором и регламентом, в результате — рост качества;
  • благодаря профессионалу-аутсорсеру предприятие обретает новые подходы и технологии — рост качества;
  • у Заказчика снижается численность персонала, он не тратит свои ресурсы на сопровождение переданной аутсорсеру структуры — снижение накладных заказчика;
  • снижение численности повышает привлекательность компании в публичной отчетности — биржи, IPO.

Для оптимизаций есть отработанные технологии, которые аутсорсеры как правило стараются публично не раскрывать. Не буду этого делать и я.

Пожалуй на этом все. Но есть один сверх-главный фактор когда стоит затевать аутсорсинг — компания аутсорсер должна быть профессионалом в своем деле, неоднократно доказавшим это на реальных проектах. Если этот фактор не ставить во главу угла — вся идея будет дискредитирована, Заказчик будет разочарован, огромные ресурсы будут затрачены зря и примеров тому огромная масса.

Оставьте комментарий